Высокоморальный «цзюнь-цзы» был в свое время сконструирован известным философом Конфуцием. Он стал своего рода моделью, эталоном для подражания. Его двумя важнейшими, отличительными чертами и заодно достоинствами явились гуманность и чувство долга. Само же понятие гуманности, по-китайски называемое «жэнь», Конфуцием трактовалось весьма широко. Оно включало в себя великое множество качеств, среди которых были скромность и стремление к справедливости, а также сдержанность, чувство собственного достоинства, бескорыстие и любовь к людям.
Жэнь представлял собой высокий, практически недосягаемый идеал из совокупности совершенств, которыми сполна обладали только древние. Что до современников, то Конфуций всех, в том числе и себя, считал лишь в меру гуманными. Хвалил он только своего рано усопшего, самого любимого ученика по имени Янь Хуэй. Впрочем, для истинного цзюнь-цзы одной только гуманности было явно недостаточно. Человек должен еще обладать не менее важным качеством - пониманием своего долга. Это чувство диктовалось внутренней убежденностью того, что всегда надо поступать только так, а не иначе.
Долг, по мнению Конфуция, был моральным обязательством, которое каждый гуманный человек, по мере его добродетели, накладывал сам на себя. И понимание этого самого долга, как правило, обуславливалось знанием, а также высшими принципами. При этом никакого расчета. Благородные люди мыслят о долге, а низкие - заботятся о выгоде. По крайней мере, так учил Конфуций своих последователей. В долг также включались стремление к знанию и обязанность учиться, постоянно постигая и осмысливая мудрость древних. Конфуцием был разработан также ряд иных понятий, в том числе, столь важные категории, как верность, искренность или чжэн, а еще благопристойность вместе с соблюдением церемоний, обрядов, носивших название ли.
Следование такому своду принципов являлось обязанностью благородного цзюнь-цзы. Он в сборнике изречений все того же Конфуция определялся как честный и совершенно искренний человек, обладающий прямодушием и бесстрашием. Он обязательно всевидящий и всепонимающий, очень внимательный в своих речах, но осторожный в делах. Если такой человек в чем-либо сомневался, то он справлялся, чтобы обдумывать все. Особенно это касалось ситуаций, вызывающих гнев. А в выгодных предприятиях такой человек всегда должен заботиться, прежде всего, о честности.
Важно в юности избегать плотских вожделений, а в зрелости поменьше ссориться. Что до старости, то не стоит поддаваться скряжничеству. Настоящий цзюнь-цзы совершенно безразличен к еде и к богатству, а еще к разным, жизненным удобствам и даже к материальным выгодам. Он всецело себя посвящает служению высшим, моральным идеалам, а также помогает людям и все время занят поисками истины. «Познав утром истину, можно спокойно умирать вечером» - это слова Конфуция.